-неизвестно

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в belorys_kh

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) solnechnolunnaya vhfgjhtj

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.09.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 53572


÷ерковное венчание, теперь мы обвенчаны...

—реда, 08 ‘еврал€ 2017 г. 22:17 + в цитатник

“еперь мы обвенчаны...„то такое церковное венчание: начало или итог? Ќе начало, потому что таковым €вл€етс€ Ћюбовь. » не итог, потому что еще многое предстоит сделать. ¬енчание - это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решени€. »ными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.

¬енчание - одно из семи таинств –усской православной церкви. ѕолагают, что брак был установлен Ѕогом еще в раю, а »исус ’ристос, будучи гостем на браке в  ане √алилейской, осв€тил, подтвердил само устройство брака. ƒолгое врем€ (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчани€, да и потом он по€вл€лс€ постепенно, поэтапно. ¬начале достаточно было объ€вить себ€ мужем и женой в церковной общине - в этом случае брак считалс€ совершенным и его нельз€ было расторгнуть. ѕозднее нужно было вз€ть благословение св€щенника на брак, иногда требовалось присутствие св€щенника на свадебном пиру.   X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститьс€ вместе за ≈вхаристией (≈вхаристией или Ћитургией называетс€ главное христианское богослужение). »менно из чина Ћитургии возникло современное таинство ¬енчани€.

ќбручение

“аинству брака предшествует обручение. Ќа –уси до XVIII века оно происходило за мес€ц или даже за год до венчани€ и €вл€лось своего рода договором, юридическим об€зательством заключени€ брака в будущем. Ќо в то же врем€ обручение могло быть расторгнуто. Ќапример, если вы€сн€лось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. ≈сли обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувша€ сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. Ќа «ападе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручени€ была помолвка. ≈е светска€ часть - обмен кольцами за некоторое врем€ до свадьбы и публичное объ€вление предполагаемой даты бракосочетани€ - и сегодн€ €вл€етс€ традицией в состо€тельных аристократических семь€х ≈вропы.

¬ наши дни в –усской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагаетс€ сразу за входом в храм, и если церковь маленька€, обручение может происходить почти у самых дверей).

—начала из алтар€ к месту совершени€ обручени€ вынос€т  рест и ≈вангелие. ќбручающиес€ сто€т в притворе храма отдельно: жених - справа, невеста - слева. —в€щенник епитрахилью (епитрахиль - по-слав€нски "нагрудник" - символ власти ’ристовой, данной св€щеннику) соедин€ет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. «атем благословл€ет жениха и невесту зажженными свечами. —вечи символизируют радость происход€щего и готовность обручающихс€ служить Ѕогу и друг другу. ѕеред тем как вз€ть свечи, молодые крест€тс€.  реститьс€ можно и нужно в любой момент венчани€, и особенно перед действием св€щенника, направленным непосредственно к жениху или невесте. —вечи прин€то держать рукой, прикрытой белым платком.

«атем св€щенник вновь возвращаетс€ в алтарь за кольцами, лежащими на св€том ѕрестоле, после чего происходит обмен кольцами. —егодн€ эту процедуру совершает св€щенник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетел€ми. ¬ наши дни свидетелем обычно €вл€етс€ ближайший друг жениха, а свидетельницей - подруга невесты. Ќо изначально сто€щие за спинами молодых восприемники €вл€лись представител€ми их родителей или же крестными, то есть теми, кто восприн€л (прин€л) на себ€ власть родителей.

ќбмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. ќбмен кольцами происходит трижды - в знак осознани€ выбранного пути.

¬енчание

¬енчаниеѕод пение "—лава “ебе, Ѕоже наш, слава “ебе!" жених и невеста, ведомые св€щенником, переход€т в центральную часть храма. —в€щенник ставит молодых перед аналоем с  рестом и ≈вангелием на белое подножие. ≈диное дл€ двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак. ѕодножие обычно принос€т в храм сами молодые (как правило об этом заботитс€ семь€ невесты). Ёто может быть белое полотенце, небольша€ скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах прин€то жертвовать подножие на нужды церкви). »ногда в качестве подножи€ используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийс€ еще с крещени€ невесты.

ѕеред тем как обвенчать молодых, св€щенник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерени€х и не давали ли обещание брака кому-то другому: "»ма-ши ли (им€) произволение благое и непринужденное вз€ти в жены (мужь€) сию/сего (им€) егоже/еюже пред собою зде видеши? Ќе обещалс€ ли иной невесте? (Ќе обещалась ли иному мужу?)" ѕосле ответов венчающихс€, свидетельствующих об осознанности их решени€, начинаетс€ само таинство венчани€.

¬ молитвах, которые читает св€щенник, часто повтор€ютс€ ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве - јвраам и —арра, »саак и –евекка, »аков и –ахиль, »осиф и јсенефа, ћоисей и —епфора, »оаким и јнна, «ахари€ и ≈лиса-вета. —в€щенник просит √оспода даровать венчающимс€ "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". ¬ церковной молитве вспоминаетс€, что еще в раю √осподь создал јдаму жену - "помощника" дл€ него, "восполн€ющего" его самого...

«атем св€щенник возлагает венцы на жениха и невесту. »ногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихс€ держат восприемники. ¬енцы символизируют благословение Ѕожие и соединение супругов в вечной жизни. ¬ отрывке из јпостола ("ƒе€ний св€тых апостолов"), читаемом на венчании, говоритс€, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью. ≈вангелие, которое звучит в храме сразу после јпостола, рассказывает о браке в  ане √алилейской, где присутствовал ’ристос и где ќн совершил первое чудо.

ѕосле молитвы "ќтче наш" нововенчаемые испивают общую чашу. »сторически обща€ чаша - это совместное причастие венчаемых на литургии. Ќыне - это обща€ дл€ двоих чаша с красным вином, благословленна€ св€щенником. ¬ино в чаше напоминает о чуде превращени€ в него воды (а виноградное вино, как известно, €вл€етс€ символом радости и полноты жизни). ј то, что чаша €вл€етс€ общей, единой дл€ двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Ќе случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она - мудра€ хранительница очага, призванна€ всегда думать о сохранении семьи.

ѕосле этого св€щенник под торжественное пение трижды обводит венчающихс€ вокруг анало€ (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат  рест и ≈вангелие.  руг - символ вечности, вечного соединени€ мужа и жены во ’ристе. »нтересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг анало€ считалось символом, знаком венчани€. ќб этом даже пелось в народных песн€х: слова " руг анало€ водил" означали, что герой обвенчалс€, женилс€ на своей избраннице.

» действительно, вскоре после хождени€ вокруг анало€ св€щенник снимает венцы с нововенчанных. ѕри этом жену он уподобл€ет –ахили, ветхозаветной праведнице, "хран€щей пределы закона", то есть охран€ющей законы семьи и церкви.

ћолебен

ќбычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавл€етс€ краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтар€ - на амвоне, в центре солеи (возвышени€ перед иконостасом, отдел€ющим храм от алтар€). ¬ конце молебна нововенчанным возглашаетс€ многолетие. ѕосле этого св€щенник благословл€ет обвенчавшихс€ иконами: жениха - иконой —пасител€ (реже иконой какого-то св€того), невесту -иконой Ѕогородицы. »коны символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. »значально эти иконы не приносили в церковь, родители благословл€ли ими молодых уже на пороге дома. Ќередко после венчани€ с церковной колокольни раздаетс€ колокольный звон - знак всеобщей радости и торжества.

јлександра  удр€вцева 
‘ото ћихаила ћожегова

÷ерковные традиции

÷ерковные традиции¬енчание совершаетс€ в храмах не каждый день. «апрет на совершение таинства совпадает с теми дн€ми, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во врем€ постов, накануне постных дней (среды и п€тницы) и перед большими праздниками (но в праздники в большинстве случаев венчатьс€ можно). “аким образом, допустимые дл€ совершени€ обр€да дни - воскресенье, понедельник, среда и п€тница. ƒл€ многих наиболее предпочтительным €вл€етс€ воскресенье - в этот день нет поста (как в среду и п€тницу), но самое главное, воскресенье почитаетс€ церковью как мала€ ѕасха и уже само по себе €вл€етс€ торжественным днем.

 огда в храмах не венчают

Ќакануне и во врем€ постов - –ождественского (с 28 но€бр€ по б €нвар€), ¬еликого (начинаетс€ за 7 недель до ѕасхи и длитс€ 49 дней), ѕетровского (у этого поста разна€ продолжительность, завис€ща€ от дн€ ѕасхи; начало ѕетровок через неделю после “роицы, а конец - 11 июл€ - в канун дн€ первоверховных апостолов ѕетра и ѕавла) и ”спенского (с 14 по 27 августа).

¬ праздники, когда церковь предписывает пост - в дни усекновени€ главы »оанна ѕредтечи (11 сент€бр€) и ¬оздвижени€  реста √осподн€ (27 сент€бр€).

Ќа —в€тках (от –ождества ’ристова до  рещени€ √осподн€ - с 7 по 19 €нвар€), на ћасленицу (недел€, предшествующа€ ¬еликому посту) и на —ветлой неделе (перва€ недел€ после ѕасхи) - эти дни €вл€ютс€ знаковыми дл€ всей церкви и не подразумевают отвлечени€ на частное торжество - венчание.

 огда рекомендуетс€ венчатьс€

ѕосмотрев на вереницу запретных дней, человеку, еще только приход€щему к храму, не сразу пон€тно, когда же можно венчатьс€. ќднако позволительных дней не так уж мало.

–аньше на –уси свадьбы играли с середины осени, точнее с 15 окт€бр€ - праздника ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы до середины весны -  расной горки (воскресень€, следующего за ѕасхой).

’орошим временем дл€ венчани€ считаютс€ Ѕогородичные праздники, прежде всего дни  азанской (21 июл€ и 4 но€бр€) и »верской (26 окт€бр€) икон Ѕожией ћатери, а также Ќикола ¬ешний - 22 ма€, день пам€ти Ќикола€ „удотворца.


ћолодые нередко размышл€ют, когда лучше обвенчатьс€: до или после государственной регистрации.ћолодые нередко размышл€ют, когда лучше обвенчатьс€: до или после государственной регистрации. ¬ некоторых храмах однозначно советуют венчатьс€ до загса, в других венчают только после штампа в паспорте (по возможности в тот же день). Ќо не это главное. ѕодразумеваетс€, что до брака церковного молодые не вступают в плотские отношени€. ј те, кто уже не может исполнить этот завет, обычно воздерживаютс€ от такого рода отношений за некоторое врем€ до венчани€ (то же касаетс€ людей, венчающихс€ через несколько лет после официальной регистрации брака). Ѕольшинство молодых пар, решивших обвенчатьс€, предпочитают сделать все в один день: утром - роспись в загсе, днем - венчание в церкви, вечером - свадебное торжество, которое может быть продолжено на следующий день и дальше!

* * *

Ќа венчании молодых называют теми именами, которые были даны им при крещении (—ветлану именуют ‘атиньей, ƒмитри€ - ƒимитрием и т.д.). »мейте в виду, что очень часто привычное им€ человека отличаетс€ от крестильного (так, в миру –убен - в крещении –афаил, в миру  ристина - в крещении  лавди€).

* * *

¬енчание (вместе с обручением и молебном) обычно длитс€ 40-60 минут. ¬рем€ начало таинства как правило определ€ет св€щенник: если это воскресный день, то обычно назначают на 13,14 или 15 часов (в зависимости от числа храмовых св€щенников), ¬ будние дни венчают как правило начина€ с 10 часов.

* * *

» невеста, и жених (а также шаферы и гости), подобно всем православным христианам, должны иметь на груди нательные кресты. ќб этом лучше побеспокоитьс€ заранее. ќсв€щенные нательные кресты можно купить в любом храме.

* * *

 аким должен быть венчальный нар€д невесты?  расивым!  онечно, здесь есть некоторые ограничени€ - невеста не должна быть в брючном костюме, а ее платью не следует быть излишне декольтированным. Ќевеста об€зательно должна быть покрыта фатой, газовым шарфом или платком. ¬енчание потому так и называетс€, что в церкви на молодых одевают венцы - церковные короны, поэтому больша€ шл€па будет смотретьс€ не лучшим образом. ќбувь может быть люба€, но следует помнить, что на каблуках придетс€ неподвижно сто€ть довольно долго.

* * *

Ќа венчание нужно принести: обручальные кольца дл€ жениха и невесты, белое чистое подножие и четыре небольших платка (два молодым - чтобы держать свечи и два шаферам - чтобы держать венцы). ¬енчальные свечи и иконы можно купить непосредственно в храме.

* * *

»коны дл€ благословени€ молодых лучше выбрать заранее. Ёто могут быть как старинные семейные иконы —пасител€ и Ѕожией ћатери (разного возраста и размера), так и современные парные (то есть написанные в едином стиле) венчальные иконы - их можно в изобилии видеть в любой иконной лавке, а в некоторых даже сделать специальный заказ иконописцу. –азумеетс€, рукописные иконы намного дороже обычных, но это будет действительно особый и благодатный подарок.

* * *

 огда лучше венчатьс€ - до свадьбы или прожив вместе лет п€ть, укрепившись в своих чувствах? — православной точки зрени€, конечно же, до свадьбы. ѕотому что все мы разные и союз двух людей -всегда реали€ очень непроста€. Ѕывают ситуации, когда даже люб€щим люд€м трудно пон€ть друг друга. ¬енчание призывает Ѕога дл€ укреплени€ семьи и помощи в самых запутанных ситуаци€х.

¬енчание может быть только одно. ¬торое и третье венчание теоретически возможно, но это уже другое богослужение - не торжества, а пока€ни€. ÷ерковь разрешает повторное венчание лишь в силу немощи человеческой природы. » с православной точки зрени€ у вступающих на путь совместной жизни должна быть тверда€ решимость идти по земной дороге вместе до самой смерти и соединитьс€ после нее. ј чтобы пройти этот путь, он должен быть благословлен √осподом в таинстве венчани€. »наче идти не стоит...

* * *

 ак быть люд€м, которые давно живут в браке, по-прежнему люб€т друг друга, имеют одного или нескольких детей, но еще не обвенчаны? „то ж, бывает и такое. Ќе стоит стесн€тьс€, нужно осв€тить венчанием и этот союз. ј произойти подобное может по самым разным причинам. ¬едь люди так или иначе зависимы от общества и воспитани€. ј самое главное - у каждого свой путь! » в наши дни нередки случаи, когда внуки мол€тс€ на венчании бабушки и дедушки... “ак что совет вам да любовь!

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку