-неизвестно

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в belorys_kh

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.09.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50117

27 сент€бр€ - ¬оздвижение „естного и ∆ивотвор€щего  реста √осподн€

ѕонедельник, 26 —ент€бр€ 2016 г. 22:42 + в цитатник

∆ивотвор€щего  реста √осподн€,
—в€тое ¬оздвижение сегодн€,
Ќам Ѕожий  рест всегда по жизни помогает,
ќт бед и от болезней нас спасает!

— ¬оздвижением вас € поздравл€ю,
ќт всей души —пасень€ вам желаю,
— любовью к Ѕогу на земле живите,
Ќе сейте зла, а лишь добро творите!

 

»кона праздника ¬оздвижени€  реста √осподн€. 18 век.

¬оздвижение „естного и ∆ивотвор€щего  реста √осподн€

— праздник, который ѕравославна€ ÷ерковь отмечает 27 сент€бр€. ¬ этот день верующие вспоминают, как в 326 году в »ерусалиме был чудом обретен  рест, на котором расп€ли »исуса ’риста. ћы расскажем о событи€х, смысле и традици€х  рестовоздвижени€.

„то такое ¬оздвижение  реста √осподн€

ѕолное название праздника — ¬оздвижение „естного и ∆ивотвор€щего  реста √осподн€. ¬ этот день православные христиане вспоминают два событи€.

 ак говорит —в€щенное ѕредание,  рест был обретен в 326 году в »ерусалиме. ѕроизошло это около горы √олгофы, где был расп€т —паситель.

» второе событие — возвращение ∆ивотвор€щего  реста из ѕерсии, где он находилс€ в плену. ¬ VII веке его вернул в »ерусалим греческий император »раклий.

ќба событи€ объедин€ло то, что  рест перед народом воздвигали, то есть поднимали. ѕри этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклонитьс€ ему и разделить друг с другом радость обретени€ св€тыни.

¬оздвижение  реста √осподн€ — двунадес€тый праздник. ƒвунадес€тые праздники догматически тесно св€заны с событи€ми земной жизни √оспода »исуса ’риста и Ѕогородицы и дел€тс€ на √осподские (посв€щенные √осподу »исусу ’ристу) и Ѕогородичные (посв€щенные Ѕожией ћатери).  рестовоздвижение — √осподский праздник.

 огда отмечаетс€ ¬оздвижение  реста √осподн€

–усска€ ѕравославна€ ÷ерковь вспоминает ¬оздвижение  реста √осподн€ 27 сент€бр€ по новому стилю (14 сент€бр€ по старому стилю).

” этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. ѕредпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужени€ которого уже вход€т молитвослови€, посв€щенные наступающему празднуемому событию. —оответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

ќтдание праздника — 4 окт€бр€. ќтдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

„то можно есть в праздник ¬оздвижени€  реста √осподн€

¬ этот день у православных — строгий пост. Ќельз€ есть м€со, рыбу, €йца и молочные продукты. ѕищу можно приправл€ть только растительным маслом.

—обыти€  рестовоздвижени€

Krestovozdvizhenie

ќписание событий ¬оздвижени€  реста √осподн€, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, ≈всеви€ и ‘еодорита.

¬ 326 году император  онстантин ¬еликий решил во что бы то ни стало найти утраченную св€тыню —  рест √осподень. ¬месте со своей матерью, царицей ≈леной, он отправилс€ в поход на —в€тую «емлю.

–аскопки было решено проводить р€дом с √олгофой, так как у иудеев был обычай закапывать оруди€ казни р€дом с местом ее совершени€. », действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой расп€того —пасител€.  ак говорит ѕредание, к одному из крестов прикоснулс€ бол€щий человек и исцелилс€. “ак император  онстантин и царица ≈лена узнали, какой из крестов — тот самый. ќни поклонились св€тыне, а затем патриарх »ерусалимский ћакарий стал показывать ее народу. ƒл€ этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал»)  рест. Ћюди поклон€лись  ресту и молились: «√осподи, помилуй!».

¬ VII веке с воспоминанием обретени€  реста √осподн€ было соединено другое воспоминание — о возвращении ƒрева ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ из ѕерсидского плена.

¬ 614 году ѕерсидский царь завоевал »ерусалим и разграбил его. —реди прочих сокровищ он забрал в ѕерсию ƒрево ∆ивотвор€щего  реста √осподн€. —в€тын€ пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Ћишь в 628 году император »раклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул  рест в »ерусалим.

 ак складывалась дальнейша€ судьба св€тыни, историки точно не знают.  то-то говорит, что  рест находилс€ в »ерусалиме до 1245 года.  то-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

—ейчас часть  реста √осподн€ покоитс€ в ковчеге в алтаре греческого храма ¬оскресени€ в »ерусалиме.

»стори€ праздника ¬оздвижени€  реста √осподн€

 ак говорит ѕредание,  рест √осподень был обретен перед праздником ѕасхи, —ветлого ’ристова ¬оскресени€. ѕоэтому сначала  рестовоздвижение отмечали на второй день ѕасхи.

¬ 335 году в »ерусалиме осв€тили храм ¬оскресени€ ’ристова. ѕроизошло это 13 сент€бр€. ¬ честь этого праздник ¬оздвижени€ перенесли на 14 сент€бр€ (по старому стилю; по новому стилю — 27 сент€бр€). ≈пископы, которые приехали на осв€щение со всех концов –имской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Ѕогослужение ¬оздвижени€  реста √осподн€

¬ день  рестовоздвижени€ положено совершать ¬сенощное бдение и Ћитургию. Ќо сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становитс€ праздничное Ѕогослужение накануне праздника — бдение.

¬оздвижение — это √осподский (посв€щенный √осподу »исусу ’ристу) двунадес€тый праздник. ѕоэтому его служба не соедин€етс€ ни с какой другой службой. Ќапример, пам€ть »оанна «латоуста переноситс€ на другой день.

»нтересно, что во врем€ ”трени на  рестовоздвижение ≈вангелие читаетс€ не на середине храма, а в алтаре.

 ульминационный момент праздника — когда первенствующий св€щенник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит  рест. ¬се мол€щиес€ в храме целуют св€тыню, а предсто€тель помазывает их св€тым елеем. ¬о врем€ общего поклонени€  ресту поетс€ тропарь: « ресту “воему поклан€емс€, ¬ладыко, и св€тое воскресение “вое славим».

 рест лежит на аналое до 4 окт€бр€ — дн€ отдани€ ¬оздвижени€. Ќа отдание св€щенник уносит крест в алтарь.

ћолитвы ¬оздвижени€  реста √осподн€

“ропарь ¬оздвижени€  реста √осподн€

—паси, √осподи, люди “во€ и благослови досто€ние “вое, победы православным христианом на сопротивны€ дару€ и “вое сохран€€  рестом “воим жительство.

ѕеревод:

—паси, √осподи, людей “воих и благослови наследие “вое, победы верным над непри€тел€ми дару€ и  рестом “воим сохран€€ народ “вой.

 ондак ¬оздвижени€  реста √осподн€

¬ознесыйс€ на  рест волею, тезоименитому “воему новому жительству, щедроты “во€ даруй, ’ристе Ѕоже, возвесели силою “воею верны€ люди “во€, победы да€ нам на сопостаты, пособие имущим “вое оружие мира, непобедимую победу.

ѕеревод:

¬ознесенный на  рест добровольно, соименному “ебе новому народу милости “вои даруй, ’ристе Ѕоже; возвесели силою “воею верных людей “воих, подава€ нам победы над врагами, в помощь имеющим от “еб€, оружие мира, непобедимую победу.

¬еличание ¬оздвижени€  реста √осподн€

¬еличаем “€, ∆иводавче ’ристе, и чтем  рест “вой —в€тый, имже нас спасл еси от работы вражи€.

ћолитвы „естному и ∆ивотвор€щему  ресту √осподню

ћолитва перва€

 ресте „естный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлага€, враги отгон€€, страсти упражн€€ и благоговение дару€ ми, и жизнь, и силу, содействием —в€таго ƒуха и честными ѕречисты€ Ѕогородицы мольбами. јминь.

ћолитва втора€

ќ ѕречестный и ∆ивотвор€щий  ресте √осподень! ƒревле убо был еси казни позорны€ орудие, ныне же знамение спасени€ нашего присно почитаемое и прославл€емое!  ако достойне возмогу аз, недостойный, воспети “€ и како дерзну преклонити колена сердца моего пред »скупителем моим, исповеда€ грехи свои! Ќо милосердие и неизреченное человеколюбие –аспеншегос€ на тебе смиренное ƒерзновение подает ми, да отверзу уста мо€ воеже славити “€; сего ради вопию “и: радуйс€,  ресте, ÷еркве ’ристовы красота и основание, все€ вселенны€ — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, јнгелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раска€ние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудри€ охранение, ненаде€нных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! “ы, прообразованный чудотвор€щим жезлом ћоисе€, животворный источник, напа€ющий жаждущи€ духовны€ жизни и услаждающий наши скорби; “ы — одр, на немже царственно почил тридневно ¬оскресший ѕобедитель ада. —его ради и утро, и в вечер, и полудне прославл€ю “€, треблаженное ƒрево, и молю волею –аспеншегос€ на “ебе, да просветит ќн и укрепит “обою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вс€ де€ни€ мо€ и путие мои “обою осенит, да выну величаю ѕригвожденнаго на “ебе, грех моих ради, √оспода —пасител€ моего. јминь.

»кона ¬оздвижени€  реста √осподн€

—амый распространенный сюжет иконы ¬оздвижени€  реста √осподн€ сложилс€ в русской иконописи в XV-XVI веках. »конописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. ¬ центре на амвоне стоит ѕатриарх с подн€тым над головой  рестом. ѕод руки его поддерживают диаконы.  рест украшен веточками растений. Ќа первом плане — св€тители и все, кто пришел поклонитьс€ св€тыне. —права — фигуры цар€  онстантина и царицы ≈лены.

»кона.  он. XVIII в. »з праздничного р€да иконостаса церкви села —елезениха “верской обл. √осударственный институт реставрации, ћосква.

»кона.  он. XVIII в. »з праздничного р€да иконостаса церкви села —елезениха “верской обл. √осударственный институт реставрации, ћосква.

 

Ѕыл в этот день воздвигнут  рест —в€той!
ѕусть будет он дл€ нас с тобой
«ащитой, оберегом, талисманом,
Ќе даст в обиду колдунам, шаманам.

”бережЄт от гор€ и напастей,
ѕобольше принесЄт нам счасть€.
ƒавай помолимс€ мы в этот день св€той,
«апомни навсегда, √осподь и € с тобой.

Ќародные традиции праздника  рестовоздвижени€

Ќа –уси праздник ¬оздвижени€ „естного ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ объедин€л в себе церковные и народные традиции.

¬ этот день кресть€не рисовали кресты на двер€х домов, клали маленькие дерев€нные крестики в €сли коровам и лошад€м. ≈сли не было крестика, его замен€ли перекрещенные ветки р€бины.

27 сент€бр€ называли также третьи ќсенины или —тавров день. Ёто был заключительный день бабьего лета, треть€ и последн€€ встреча осени. «Ќа дворе ¬оздвиженье, последн€€ копна с пол€ движетс€, последний воз на гумно торопитс€!». «Ќа ¬оздвиженье шуба за кафтаном т€нетс€!». «Ќа ¬оздвиженье зипун с шубой сдвинетс€!». «¬оздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «¬оздвиженье – последний воз сдвинулс€ с пол€, а птица – в отлет!».
ƒень был постным: « то на ¬оздвиженье поститс€, тому семь грехов проститс€», «’оть на воскресный день придись ¬оздвиженье, а все на него – п€тница-среда, постна€ еда!», « то не постит ¬здвиженью –  ресту ’ристову – на того семь грехов воздвигнутс€!».
ѕраздник ¬оздвижени€ именовали также «капустницами». «—мекай, баба, про капусту – ¬здвиженье пришло!», «¬здвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «“о и рубить капусту, что с ¬здвижень€!», «” доброго мужика на ¬здвиженьев день и пироги с капустой!», «Ќа ¬здвиженье перва€ барын€ – капуста!». ≈ще приговаривали: «Ќи ¬оздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». ћолодежь устраивала « апустенские вечерки»; они длились две недели.

ѕоговорки о  рестовоздвижении

¬се поговорки и пословицы, приуроченные к празднику ¬оздвижени€  реста, посв€щены теме приближающейс€ осени либо строгому посту в этот день. 
Ќа ¬оздвиженье последние птицы отправл€ютс€ на зимовку.
—мекай, баба, про капусту – ¬здвиженье пришло!

Ќа ¬здвиженье перва€ барын€ – капуста!
Ќа ¬оздвиженье кафтан с шубой сдвинулс€, и шапка надвинулась.
 то не постит ¬здвиженью –  ресту ’ристову – на того семь грехов воздвигнутс€!

’оть на воскресный день придись ¬оздвиженье, а все на него – п€тница-среда, постна€ еда!
Ќа ¬оздвиженье – осень к зиме быстрее движетс€.

ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку