-неизвестно

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в belorys_kh

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.09.2010
«аписей: 25249
 омментариев: 24487
Ќаписано: 50151

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себ€

—уббота, 21 ћа€ 2016 г. 14:29 + в цитатник

ѕредлагаем вниманию читател€ очень интересную статью. ¬ ней Ќиколай »ванович  озлов, доктор психологических наук, называет черты менталитета росси€н, которые невозможно не узнать как в себе, так и в соотечественниках.

¬ообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышлени€. –осси€не — не об€зательно русские. ќтдельный человек может гордитьс€ тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах –оссии, но за ее пределами всех росси€н (бывших и насто€щих) по традиции называют (независимо от происхождени€) русскими. ƒл€ этого есть основани€: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведени€.

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себ€

 

–осси€нам есть чем гордитьс€, у нас огромна€ и сильна€ страна, у нас талантливые люди и глубока€ литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. ≈сли мы хотим становитьс€ лучше — мы об€заны их знать.

»так, давайте посмотрим на себ€ со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. „то отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. —оборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». —оборность оборачиваетс€ отсутствием пон€ти€ приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешатьс€ и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитани€ ваших детей.

»з той же оперы пон€ти€ «общественность», «коллектив», отсутствующие на «ападе. «ћнение коллектива», «не отдел€тьс€ от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. — другой стороны, вам скажут, если у вас торчит €рлычок, разв€залс€ шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. ј также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о √»Ѕƒƒ и спасти от штрафа.

2. —тремление жить по правде. “ермин «правда», часто встречающийс€ в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершилс€ суд (отсюда выражени€ «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). »сточники кодификации — нормы обычного права, кн€жеска€ судебна€ практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего —в€щенного ѕисани€.

«а пределами российской культуры чаще говоритс€ о законопослушности, правилах приличи€ или следовании религиозным заповед€м. ¬ восточном менталитете о ѕравде не говоритс€, в  итае важно жить по заветам, оставленным  онфуцием.

3. ¬ выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. ¬ российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведени€ и не в чести, как что-то «американское». —реднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себ€, но и ради кого-то, поэтому действи€ бескорыстные отождествл€ютс€ с действи€ми «от сердца», на основе чувств, без головы.

–оссийское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроени€ от миролюби€, всепрощени€ и смирени€ к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. –усский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, м€гкость, всепрощение, реагиру€ плачем и €ростью на последстви€ такой жизненной стратегии.

4. ќпределенный негативизм: большинство росси€н чаще вид€т в себе недостатки, а не достоинства. «а рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонна€ реакци€ практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. ќни так воспитаны. ѕечально, что в –оссии такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ќу ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. –осси€не хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские €зыки. Ќа улицах у нас не прин€то улыбатьс€, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомитьс€ и просто заговаривать.

5. ”лыбка в русском общении не €вл€етс€ об€зательным атрибутом вежливости. Ќа «ападе чем больше улыбаетс€ человек, тем он больше про€вл€ет вежливости. ¬ традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. ”лыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распростран€етс€ на всех. ѕоэтому если человек улыбаетс€ не от души, это вызывает непри€тие.

ћожно обратитьс€ за помощью — скорее всего помогут. Ќормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. „еловек с посто€нно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. “от, кто обычно приветливо улыбаетс€ другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим.  онечно, неискренний. √оворит «ƒа», соглашаетс€ — лицемер. ѕотому что искренний российский человек об€зательно не согласитс€ и возразит. » вообще сама€ насто€ща€ искренность — это когда матом! ¬от тогда — человеку веришь!

6. Ћюбовь к спорам. ¬ русском общении традиционно большое место занимают споры. –усский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Ћюбовь к спорам по глобальным, философским вопросам — €рка€ черта русского коммуникативного поведени€.

–усского человека часто интересует спор не как средство нахождени€ истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общени€ друг с другом. »менно поэтому в русской коммуникативной культуре спор€щие столь часто тер€ют нить спора, легко отход€т от первоначальной темы.

ѕри этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Ѕескомпромиссность, конфликтность про€вл€етс€ очень €рко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. « ак сформулировал это качество английский учитель: «–усский всегда спорит на победу». » наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. –усский человек живет верой в добро, которое когда-то спуститс€ с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «ƒобро об€зательно победит зло, но потом, когда-нибудь». ѕри этом его лична€ позици€ — безответственна€: «Ќам принесет правду кто-то, но не € лично. я сам ничего сделать не могу и делать не буду». √лавным врагом русского человека на прот€жении уже нескольких столетий считаетс€ государство в образе служило-карательного сослови€.

8. ѕринцип «не высовывайс€». ¬ русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером де€тельности власти выступает народ. ’арактерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократи€ — это ложь и лицемерие. ¬ то же врем€ терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельз€.

9. ѕривычка к воровству, мздоимству и обману. ”бежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. ѕринцип — «не украдешь — не проживешь». јлександр I: «¬ –оссии такое воровство, что € боюсь идти к дантисту — с€ду в кресло, и украдут челюсть…» ƒаль: «–усский человек не боитс€ креста, а боитс€ песта».

ѕри этом дл€ росси€н характерно протестное отношение к наказани€м: наказывать за мелкие нарушени€ — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переход€т к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлитс€ и не устроит погром.

10. ¬ытекающа€ из предыдущего пункта характерна€ черта российского менталитета — любовь к хал€ве. ‘ильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою €вл€етс€ радость Ћени √олубкова в ћћћ-пирамиде. Ќаши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. »ван-ƒурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают ўуки, —ивки-Ѕурки,  оньки-√орбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. «абота о здоровье ценностью не €вл€етс€, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускаетс€ бросать убогих, в том числе считаетс€ нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботилс€ о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. ∆енщины ищут богатых и успешных, а люб€т убогих и больных. « ак же он без мен€?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. ћесто гуманизма у нас занимает жалость. ≈сли гуманизм приветствует заботу о человеке, став€ на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направл€ет заботу на несчастных и больных. ѕо статистике Mail.ru и ¬÷»ќћ, помощь взрослым по попул€рности стоит на п€том месте после помощи дет€м, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Ћюд€м больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

¬ комментари€х к статье кто-то соглашаетс€ с подобным портретом, кто-то обвин€ет автора в русофобии. Ќет, автор любит –оссию и верит в нее, уже которое дес€тилетие занима€сь просветительской и образовательной де€тельностью дл€ своей страны. «десь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку