-неизвестно

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в belorys_kh

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.09.2010
«аписей: 29831
 омментариев: 26649
Ќаписано: 56922


»стори€ паркета

—уббота, 21 јпрел€ 2012 г. 00:19 + в цитатник

 артинка 39 из 23905¬о все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству удел€лось большое внимание. ≈ще в древние времена и в ≈гипте, и в »ндии, и в  итае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы. ¬ средние века "паркету" стали удел€ть больше внимани€, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Ќо своего художественного совершенства пол из "дубовых кирпичей" достигает к началу XVII века в разных странах ≈вропы. —ледует отметить, что художественна€ форма паркета тесно св€зана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

¬ общественных здани€х ƒревней –уси полы делали из дерева, из досок или из "дерев€нных кирпичей". Ќачина€ с XVI в. полы в –оссии стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол называлс€ "кос€щатым".  лепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из м€гкой древесины, большей частью сосны. »сконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки дл€ быстрого развити€ художественного паркета в –оссии.

“ак, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый "дубовым кирпичом": паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. ¬доль стен иногда делали дубовый бордюр. “акой паркет знали на –уси и раньше, он уже был известен по ƒмитровскому собору во ¬ладимире, по храму ¬асили€ Ѕлаженного и ƒонскому монастырю в ћоскве. Ќо в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении. ѕаркет начала XVIII в. св€зан с русской резьбой. ¬ысокохудожественна€ резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских ќружейной палаты. ¬ 1711 г. ѕетр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в ѕетербург на корабельной верфи. Ёти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.



јрхивные документы свидетельствуют, что из "стол€рных подмастерьев адмиралтейства √аврила —еменов, ¬ладимир Ѕеклемишев и дес€ть стол€ров из корабельных и галерных плотников, знающих стол€рные работы, да их охтинских стол€ров всего в количестве 38 человек были вз€ты в команду архитектора „евакинского дл€ устройства штучных полов дл€ «имнего дворца" (÷√»ј —. ѕетербурга, фонд 470, опись 209/643, дело є 38. 1761г.)

ƒл€ дворцовых паркетных в 1749г. было прислано из јстраханской губернии 26 кос€ков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном —мольном дворе вместе с кос€ками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, €сен€ и буковых кр€жей - об этом мы узнаем из истории ÷арского села, выпущенной в свет в 1827г. ¬есь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в ÷арское село и послужил материалом дл€ первых наборных паркетов. ¬ дальнейшем ассортимент деревьев, употребл€емых дл€ паркета увеличилс€, и нар€ду с местными породами стали все более широко примен€ть редкие и дорогосто€щие сорта привозных "заморских" деревьев, среди которых были €каранда, жикитоба, чефраз.

Ёти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нар€дные узоры паркета. ¬ зависимости от материалов паркет носил различные названи€: цветной (набранный из привозных деревьев), полуцветной, штучный (набранный из местных пород) и дубовый.

ѕаркет изготовл€ли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. ўит обычно состо€л из основани€, сбитого из досок, на которые наклеивали планки того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. ўиты укладывали на решетку, состо€вшую из сухих брусьев. ўитовой паркет составл€ли из щитов самой разнообразной формы, в зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги, сегменты, ромбы и др.

ѕри наклеивании цветного дерева на щиты примен€ли два способа: наборна€ работа - так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригон€емых друг к другу, и интарси€ (инкрустаци€), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

¬ паркетах всегда большую ценность представл€ла природна€ окраска древесины. „резвычайно важным искусством €вл€етс€ и правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Ёто и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. –аскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикул€рно источнику света, обычно кажетс€ темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажетс€ светлым. Ёти свойства древесины широко использовались в паркетных работах. ¬ зависимости от освещенности срезов и от перемещени€ источника освещени€ отдельные части паркета то "зажигались" светлыми п€тнами, то угасали. ќсобенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород - сосны, дуба и березы.

ѕри составлении рисунков щитового паркета, иногда паркет подкрашивали и подкуривали. Ќапример, дл€ подкраски в зеленый цвет древесину протравливали железным или медным купоросом. ѕодкуривание заключалось в том, что часть дерева закапывали в гор€чий песок и держали до тех пор, пока древесина не побуреет. ƒл€ придани€ дубу от серого до черного цвета его обрабатывали в автоклаве парами аммиака под давлением до 2 атмосфер при температуре 70-85° — в течение 80-120 часов.

ѕолы из щитового паркета начали примен€ть в –оссии в XVIII веке, а уже в конце века под руководством крепостного мастера ‘.». ѕр€хина были выполнены лучшие щитовые паркеты ќстанкинского дворца. –усские щитовые паркеты XVIII- XIX вв. €вл€ютс€ образцами декоративного искусства. Ќигде в мире не было таких разнообразных и художественных паркетов, как в –оссии.

¬ XVII - ’I’ вв. всю работу над паркетами выполн€ли исключительно ручным способом. ћассовое производство паркетных щитов в услови€х фабрик начали примен€ть только с 70-х годов ’I’ в. ¬от почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х годов прошлого столети€. ќднако развитие механизированного паркета не означало улучшени€ его качества.   началу ’’ века почти все фабрики переход€т на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. ѕри строительстве жилых и общественных зданий широкое применение наход€т паркетные полы простой укладки. ’удожественный паркет остановитс€ большой редкостью.

ѕри сборке щитов вс€кие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его ширину можно было регулировать. ¬от почему фризы, как правило, выполн€ли на месте. ¬се это можно видеть на блест€ще сохранившихс€ паркетах останкинского дворца-музе€ в ћоскве. Ћучший русский художественный паркет XVIII в. сохранилс€ в  итайском дворце в г. Ћомоносове и в ќстанкинском дворце-музее в ћоскве. ѕаркет ’I’ в. - в √осударственном –усском музее в «имнем дворце в —.ѕетербурге.   художественно значительным паркетам, созданным в советское врем€, относ€тс€ паркетные полы в гостинице "ћосква", в высотном здании ћосковской ћэрии и др.

ѕростота, €сность и величие которые отразились в проекте ќстанкинского дворца, где принцип симметрии сочетаетс€ с лаконичным и торжественным декоративным оформлением интерьеров здани€. ’удожественный паркет этого дворца вошел в истории русского декоративного искусства как одна из €рких ее страниц.

ѕаркет дворца выполнен в щитовом варианте. Ќаиболее распространены щиты размером 2х2 аршина, что составл€ет 1420х1420 мм, реже встречаютс€ 1,5х1,5 аршина (1070х1070 мм) и 5х3 аршина (3550х2130 мм).  аждый щит имеет основание из сосновых досок, на которое рыбьим клеем наклеен лицевой слой. “олщина этого сло€ цветного дерева 15-18 мм. ¬ообще следует сразу оговоритьс€ - в бывшем Ўереметьевском дворце в ќстанкино нет двух помещений, где бы рисунок паркета повтор€лс€.

ќдин из самых красивых и величественных залов дворца - ≈гипетский павильон, на архитектурном облике которого сказалось модное в конце XVIII в. увлечение античностью, в частности архитектурой и искусством ƒревнего –има. —веркающий в лучах солнца паркет и позолота разных изделий, строгие очертани€ колонн и ограждение хоров, дополненные рельефным настенным фризом, - все это заставл€ет вошедшего остановитьс€ в минутном оцепенении. –ассматрива€ детали убранства зала нельз€ не обратить внимание на непередаваемую красоту пола. ѕоле, окаймл€ющее его центральную часть, несмотр€ на простоту наборного рисунка выгл€дит очень парадно. ÷ентральна€ часть с громадной розеткой приковывает внимание монументальностью и гармоничностью. “акими были полы дворцов еще двести лет назад. »скусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но … после "золотого" дл€ художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XI’ веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. ”стройство паркетных полов из искусства превращаетс€ в ремесло. ѕосле революции в –оссии краснодеревщиками практически стало нечего делать. “олько в 60-х годах, при строительстве высотных зданий, а затем здани€ дл€ —Ё¬ ( ныне занимаемое ћосковской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать" эти работы.

¬озрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. —ейчас, в самом начале ’’I века, несмотр€ на развитие науки и техники, можно сомневатьс€ - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. ћожно сказать, что благодар€ буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. ѕравда технологи€ со временем измен€етс€, детали орнамента и рисунка сегодн€ вырезаютс€ уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, по€вилось много машин, облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодн€ большое искусство, кропотлива€, ювелирна€ работа насто€щих ћастеров.

 

Ќемного рекламы

≈сли ¬ы собираетесь укладывать паркет, посетите сайт www.profi-parket.ru и узнайте расценки на укладку паркета. “ак же ¬ы можете узнать цены на следующие виды работ - циклЄвку, шлифовку, покрытие лаком, покрытие паркетным маслом, тонировку, шпатлевку паркета и дерев€нного пола.  омпани€ "ѕрофи-ѕаркет" выполнит все работы св€занные с укладкой паркета качественно по выгодной цене. ќбратитесь к профессионалам!

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку